«Самое ценное – живой ум, живая мысль» (к 125-летию русского философа А.Ф.Лосева)

«Мне мало жить. Я хочу ещё и понять, что такое жизнь».

Фото. Алексей Фёдорович Лосев (1893–1988)

Тяжело и радостно писать об этом удивительном человеке, Алексее Лосеве (1893-1988), философе, филологе, великом гражданине России, пережившего Первую Мировую войну, Революцию, Гражданскую и Великую Отечественную войны и прожившего долгую жизнь в своем необыкновенном творчестве. Его книгами по античной эстетике, античной мифологии и философии зачитывались весь Советский Союз и европейские страны. И эти книги очень трудно было достать, и единственно потому, что они были бестселлерами. На них воспиталось не одно поколение советской и зарубежной интеллигенции. Такого ученого энциклопедиста античной и мировой культуры: литературы, философии, логики, религии, музыки, мифологии, математики и других наук, история не знала. Это был философ от Бога, которому в русском и мировом культурных пространствах, равных не было.

Лосев родился в Новочеркасске в скромной семье учителя математики, страстного любителя музыки, скрипача-виртуоза.

Мать его была дочерью настоятеля храма Михаила Архангела, протоиерея Алексея Полякова Отец оставил семью, когда сыну было всего три месяца, и воспитанием мальчика занималась мать. От отца будущий философ унаследовал страсть к музыке и, как он сам признавался, "разгул и размах идей", "вечное искательство и наслаждение свободой мысли" От матери - строгое православие и нравственные устои жизни. Мать и сын жили в собственном доме, который в 1911 году, когда Алексей окончил с золотой медалью классическую гимназию, пришлось продать. Нужны были деньги для обучения в Московском Императорском Университете. Еще в гимназии юный Лосев стремился соединять все области знания в нечто единое. Он увлекался литературой, философией, математикой, историей, древними языками.

Фото. Алексей Лосев – студент университета

В 1915 году Лосев окончил два отделения историко-филологического факультета университета - философии и классической филологии, получил профессиональное музыкальное образование (школа итальянского скрипача Ф Стаджи) и серьёзную подготовку в области психологии.

Еще студентом он стал членом Психологического института, который основал и руководил профессор Г. Челпанов. Учителя и ученика связывало глубокое взаимопонимание. Челпанов рекомендовал студента Лосева в члены Религиозно-философского общества памяти Вл. Соловьева, где молодой человек общался с Вяч. Ивановым, Булгаковым, Ильиным, Франком, Е. Трубецким, П. Флоренским. Оставленный при университете для подготовки к профессорскому званию, Алексей Лосев одновременно преподавал в московских гимназиях древние языки и русскую литературу, а в трудные революционные годы ездил читать лекции в только что, открытый Нижегородский университет, где и был избран по конкурсу профессором, в 1923 году Лосева утвердил в звании профессора уже в Москве Государственный Ученый Совет. В начале 20-х годов Алексей Лосев становится действительным членом Государственной Академии Художественных наук, профессором Московской консерватории, в которой преподавал эстетику и теорию музыки. В ней Лосев имел возможность выступать с докладами среди профессионалов, хотя и там притесняли «формалистов» и требовали классового подхода ко всему искусству. Разобравшись, что к чему, революционная власть в 1929 году закрыла эту «лавочку», назвав ее «рассадником буржуазных идей». В эти годы, как известно, начались судебные процессы над технической интеллигенцией.

Публиковать свои произведения Алексей Лосев начал в 1916 году. Его первыми трудами были - «Эрос у Платона», «Два мироощущения», «О музыкальном ощущении любви и природы», вызвавшие заинтересованность читателей и уважение к автору.

За кратчайший срок, с 1927 по 1930 годы он издал восемь своих книг. В 1927 году - «Античный космос и современная наука»; «Музыка как предмет логики», «Философия имени», «Диалектика художественной формы». В 1928 году – «Диалектика числа у Плотина»; в 1929 г. – «Критика платонизма у Аристотеля»; в 1930 г. – первый том «Очерков античного символизма и мифологии». Второму тому не дали выйти. И наконец, последняя, фатальная книга - «Диалектика мифа» (1930 г.), приведшая семью Лосева к заключению. Одни заголовки этих книг свидетельствуют, что на российском небосклоне засияла новая звезда по античному миру - Алексей Федорович Лосев, - заявившая о себе, как философе имени, мифа и числа. Нужна ли была античность в годы разрухи и классовой борьбы? Наверное, нужна была. Ведь история повторяется и повторяется не только в государственных формациях, но и в культуре, искусстве. Античность просто была необходима в те времена, когда старались уничтожить фундамент культуры, оторвать человека от его естественной почвы. Именно в ней, в античности, заложены корни жизненных основ современности. Там рождалась древнейшая форма мышления – миф; там же заложено учение об имени и числе.

В 1922 году Алексей Федорович женился на Валентине Соколовой, молодой девушке, преподавательнице математики и астрономии Астрофизического института. Венчание состоялось в Ильинском храме Сергиевого Посада, в котором службу вел Павел Флоренский, друг Лосева. Духовником четы Лосевых был архимандрит Давид, старец Афонского монастыря, наставник в жизни и в молитвах.

Выражая свой протест против насилия новой власти, молодые люди 3 июня 1929 года приняли обет (постриг) тайного монашества. Алексей и Валентина взяли себе имена - Андроник и Афанасия, в честь святых супругов, живших в Антиохии в V веке. Из монашеского облачения Алексей Лосев, до конца своих дней, носил скуфью — черную шапочку, а Валентина – женскую черную шапочку.

Выбор монашества, для Валентины был не легким. Не всякая женщина может добровольно отказаться от радостей семейной жизни, от возможности родить и воспитывать детей. Только любовь к своему мужу, верность его идеалам, позволили молодой супруге принять монашеский обет: отказаться от материнства. У Алексея даже было решение уехать на Афон и там стать монахом: удержали семейный долг и чувства. Алексей и Валентина 32 года прожили в "нездешней" любви. Как говорил Вячеслав Иванов, это были "две руки единого креста".

По натуре Лосев идеалист - романтик. Жизнь его и мысли были оторваны от реальной жизни, весь он находился в античности: Сократе, Платоне, Гомере и греческой мифологии. Лосев противился перегибам революционной власти и не воспринимал их, он видел теневую сторону революции: тупых, невежественных чиновников, приносящих непоправимый вред своему народу; видел, как уничтожались храмы, церковная живопись, русская духовность, как священников отправляли на Соловки; видел бездуховные лозунги и слышал партийную демагогию. Вот потому ученый выступил против этих бездушных «государевых слуг» в книге «Диалектика мифа», по существу, это была бомба, брошенная в стаю разъяренных волков, причем брошенная профессором философии Алексеем Лосевым.

В книге «Диалектика мифа» (1930) Лосев отвергал марксизм и официальную философию: диалектический материализм. Если точнее, то бурю гнева чиновников вызвали его вставки в книгу, которые Лосев сделал без разрешения цензуры. Такое не прощалось, и было уголовно наказуемо. Лосева осудили на 10 лет лагерей, а его жену, Валентину Михайловну – на 5 лет. Просидел Лосев в Лубянской тюрьме 18 месяцев, из них четыре - в одиночной камере, а оттуда, по этапу, был отправлен на строительство Беломорско-Балтийского канала. В Алтайском лагере «Севлаг», за тысячу километров от мужа, отбывала наказание его жена - Валентина Лосева, мужественно переносившая свои лишения.

Фото. Валентина и Алексей Лосевы – узники Белбатлага, 1933г.

На находившегося в лагере на строительстве Беломорско-Балтийского канала Лосева в статье "О борьбе с природой" обрушился М Горький "Профессор этот явно безумен, очевидно, малограмотен, и если дикие слова его кто-нибудь почувствует как удар - это удар не только сумасшедшего, но и слепого". Горький ссылается на работу Лосева, оставшуюся в рукописи и бесследно исчезнувшую в органах советской тайной полиции, - "Дополнения к "Диалектике мифа".

С удивительной стойкостью переносили Лосевы свое лагерное бытие, о чем свидетельствует переписка супругов. Поддерживала их силу духа глубокая вера и тайно принятый ими монашеский постриг. Однако сфабрикованное дело потерпело в конечном счете крах. Лосевых освободили в 1933 году в связи с завершением строительства канала. Алексей Федорович вышел из лагеря, почти потеряв зрение, но зато с разрешением (сказалась помощь Е.П. Пешковой, жены Горького, главы Политического Красного Креста) вернуться с восстановлением гражданских прав в Москву.

В ЦК ВКП(б) бдительно следили за философом. Ему наложили запрет на работу по его прямой специальности, разрешив заниматься античной эстетикой и мифологией. Все 1930-е годы Лосев переводил античных авторов: Платона, Аристотеля, Плотина, Прокла, Секста Эмпирика, мифографов и комментаторов философии, Николая Кузанского, а также знаменитый ареопагитский корпус. Штатного места в высших учебных заведениях для бывшего арестанта не было, и он вынужден был выезжать из Москвы раза два в год для чтения курсов античной литературы в провинцию.

Наука о числах, математика, "любимейшая из наук", связана для Лосева с астрономией и музыкой. Он разрабатывал ряд математических проблем, теорию множества, теорию функций комплексного переменного, занимался пространствами разного типа, общаясь с великими математиками Ф Д Егоровым и Н.Н. Лузиным.

Сохранился большой труд Лосева "Диалектические основы математики" с предисловием В.М. Лосевой. 16 октября 1943 года А.Ф. Лосеву без защиты диссертации, по совокупности работ, была присвоена степень доктора филологических наук. С 1944 года, Лосев - профессор Московского государственного педагогического института. В 1954 году умирает его жена, друг, соратница по подвигу тайного монашества – Афанасия (Валентина Михайловна Соколова-Лосева). Лосев тяжело заболевает, даже исповедуется и причащается, думая, что при смерти.

В том же 1954 году новым помощником и другом Алексея Фёдоровича становится его аспирантка Аза Алибековна Тахо-Годи. Аза Алибековна познакомилась с Лосевым, учась в аспирантуре, и стала духовной дочерью Алексея Фёдоровича и Валентины Михайловны. Валентина Михайловна перед смертью просила ее не оставлять Лосева, к тому времени уже беспомощного, слепого инвалида, которому даже передвигаться без посторонних было затруднительно. Он не мог уже даже писать и свои книги и статьи надиктовывал. Аза Алибековна будет с философом до самой его кончины и останется навсегда преданной его делу. Но регистрация брака была лишь формальностью, мужем и женой они не были. Именно поэтому Аза Алибековна всегда опровергала приписываемый ей статус вдовы, считая более уместным называться «спутницей жизни» или «хранительницей наследия».

После смерти Сталина у Лосева снова появилась возможность публиковать свои работы. Библиография Лосева насчитывает более 600 произведений, среди которых 40 монографий. Книги Лосева были тесно связаны с современностью, в них проглядывается личность самого автора. Он писал не просто об античной культуре, науке и космосе, скорее писал о достижениях современной науки, причем самых последних и наиболее интересных, знания о которых были небезопасны в 20-е годы. Алексей Лосев с полным правом говорит, что он первый в русской философии не лингвистически и не феноменологически, но диалектически обосновал слово и имя, как орудие живого социального общения и вскрыл живую и трепещущую стихию слова. В слове, пишет он, люди общаются между собою, в имени обосновывается глубочайшая природа социальности и проявлена сама социальная действительность. Без слова и имени человек «антисоциален, необщителен, не собореносен, не индивидуален», являясь чисто животным организмом.

У Лосева был большой круг учеников и последователей его учений. Среди интеллектуалов молодого поколения мы назовем - С.С. Аверинцева, В.В. Асмуса, В.В. Бибихина, П.П. Гайденко, Г.Ч. Гусейнова, С.Б. Джимбинова, К.А. Кедрова, В.А. Косаковского, А.В. Михайлова, Ю.Н. Холопова, С.С. Хоружего, В.П. Шестакова, были и другие известные ученые, философы, деятели культуры и искусства. Среди исследователей старшего поколения второй половины XX века с Лосевым были близки - В.Ф. Асмус, А.В. Гулыга, Б.И. Пуришев, А.Г. Спиркин и другие.

Фото. А.Ф. Лосев, А.А. Тахо-Годи и сотрудники МГПИ

90-летний юбилей Лосева был отмечен в стенах его родного МГПИ. Накануне 90-летия его приняли в Союз писателей и наградили Орденом Трудового Красного Знамени. А через два года Лосеву присудили Государственную премию СССР за многотомную "Историю античной эстетики" (тома 1–6). Указ был подписан Горбачевым. К концу жизни А.Ф. Лосев стал практически слепым и различал только свет и тьму. В память о выдающемся человеке и о том, что и при нарушениях зрения можно достичь больших творческих результатов, в Российской Государственной библиотеке для слепых установлен бюст А. Ф. Лосева. 22 мая 1988 года Лосев продиктовал свой последний текст: «Слово о Кирилле и Мефодии». Его должен был зачитать 24 мая, в День славянской письменности в Великом Новгороде один из молодых друзей Лосева Юрий Алексеевич Ростовцев. Св. Кирилл и Мефодий были покровителями Алексея Федоровича с детских лет (в гимназии домовый храм был посвящен этим святым). Но именно в этот день - 24 мая А.Ф. Лосев скончался.

Лосев прожил долго и оказался действительно последним русским философом, который не устрашился мифа о несокрушимости сталинской системы, а с молодым задором и зрелой мудростью создавал мощный свод трудов, удивительных по глубине мысли и творческим замыслам.

Я - писатель и не могу быть без литературной работы; и я -
мыслитель и не могу жить без мысли и без умственного
творчества. Я не могу, не могу иначе. Это - мой путь, мое
послушание, мое призвание и то, что заняло всю жизнь и
отняло все силы. Расстаться с этим - значит духовно умереть,
и я не вижу никакого другого пути»

Литература: А.Ф.Лосев. Жизнь: повести, рассказы, письма. С-Пб. 1993. с.377

Зав.отделом читальных залов УНИЦ КНИТУ Исакова Е.В.

Источник: УНИЦ