История русских изобретений. Самовар.

самовар2_smal.jpg лево

самовар2_smal.jpg лево

«Самовар, самоварец, самоварчик»… читаем мы у Даля. Так ласково звали его в прошлые времена. Красавец, душа домашнего чаепития и символ семейного благополучия, неотъемлемый атрибут русского застолья, имеет, оказывается, далеко идущие корни. Установлено, что принцип его действия был известен еще во времена античности: в металлическую емкость, наполненную водой, бросали раскаленный камень, который доводил воду до кипения. Невероятно, но напитки из самовара пили еще римляне. Аутепса - так назывался самовар Древнего Рима; он был похож на высокий кувшин, внутри которого находились две емкости – для угля и жидкости. В этом же устройстве можно было охладить напиток в жаркие дни, вместо угля используя лед. Аналогичные приспособления до сих пор существуют и в Китае. Глубокая чаша на поддоне, снабженная поддувалом и трубой, именуемая «Хо-Го», изготавливается из металла и фарфора. В таких чашах, как правило, подаются супы или кипящие бульоны.

В России самоварный феномен возник далеко не сразу: пили мед, любили пиво, квас, сбитень и готовили эти напитки мастерски. Сбитень — любимый напиток Древней Руси, который приготовлялся с медом и душистыми травами готовили в «сбитеннике» — «прадедушке» русских самоваров. Внешне такой «сбитенник» напоминал чайник. У него был большой изогнутый носик, а внутри впаян кувшин, куда накладывались угли. Однако во все языки мира вошло именно русское слово «самовар», наряду с «матрешкой», «балалайкой» и другими наименованиями атрибутов русского языка. В происхождении слова «самовар» ясно прослеживается одна идея предназначения этого «медного друга» человека – «сам варит». Хотя в разных уголках России этот самый аппарат называют по-разному: в Ярославле это «самогар», в Курске – «самокипец», вятичи же величают его «самогрей». (Заметим в связи с этим, что существует даже версия, что слово «самовар» имеет…. татарское происхождение и происходит от слова «снабар», что в переводе означает «чайник»).

Тем не менее принято считать, что самовар как металлический сосуд для кипячения воды с краном и внутренней топкой в виде высокой трубки, наполняемой углями, изобрели на рубеже XVIII в. русские мастера. Кому принадлежит первенство в изготовлении данного аппарата – вопрос спорный и до сих пор невыясненный. Имеются исторические сведения, свидетельствующие о том, что еще в 1710-1720 гг. ими уже пользовались на Урале. И появились они там благодаря тульскому купцу Демидову, который еще до этого времени отправился на Урал вместе с неким «медных дел мастером», положившим начало «династии» самоваров. Материальным подтверждением тому служит найденный при выкопке колодца в 2001 году самовар, на котором стоит дата «1712 год». И надо полагать, это не подделка… А вообще же до этой находки самым старым самоваром, дошедшим до наших дней, считался самовар с клеймом «Иван Лисицын в Туле» 1778 года выпуска.

Первые самовары были похожи на сбитенники. Но русский самовар – изобретение совершенно оригинальное. В его конструкции, иногда называемой современниками русской «чайной машиной», наличествовали такие детали, как труба, поддувало, решетка, ножки... Сколько же любви и изобретательности вкладывал русский мастеровой в свое изделие! Потому что знал: станет его самовар не красивой игрушкой, а душой любого общества, внесет мир и лад в любой дом. И действительно, чаепитие у самовара быстро стало традицией русского народа, неотъемлемой частью его быта, вдохновляя на творчество писателей, художников и иных деятелей искусства. Вот как об этом писал, в частности, Петр Андреевич Вяземский: “Где же самовар родной, семейный наш очаг, семейный наш алтарь, ковчег домашних благ?” И еще: “Кипучий самовар, домашний запевала”. А на скольких картинах медные пузатые начищенные до блеска самовары были чуть ли не «главными героями» полотен!

Собственно технология изготовления самовара по сути не претерпела изменений в течение трех столетий, хотя самовару и придавали самую разную форму. Фантазия умельцев самоварного промысла поистине не знала границ, и чего тут только не было: самовары-шары, самовары-бочонки, самовары в форме рюмки, вазы, груши, цветка тюльпана. Мастерили даже... самовары, внешне выглядевшие как тогдашние паровозы в миниатюре. (Такой самовар, кстати сказать, можно увидеть и сегодня в краеведческом музее поселка Вышний Волочек Тверской области. Он отличался тем, что когда нагреваемая на спиртовке вода закипала в паровозном «котле», то «заявляла» об этом пронзительным свистом. Передвигаясь по столу подобно паровозику, такой самовар доставлял каждому из участников застолья не только крутой кипяток, но заодно и наколотый сахар, уложенный в тендер.) Форма самовара, отделка, декор зависели не только от руки мастера, а от моды того времени. Подчиняясь ее веяниям, сей предмет быта невольно «испытал на себе» все архитектурные стили: барокко, классицизм, ампир... Поначалу самовары имели античные формы и напоминали греческие амфоры. А в середине XIX в. очень модны были уже упомянутые выше самовары в форме шара. Наряду с ними в ходу были самовары в виде лежащего бочонка, самовары-чайники, дорожные самовары-восьмигранники на съемных ножках. В память о Всемирной промышленной выставке 1873 г. был изготовлен совсем уж экзотический самовар-«петух» – на лапах, с хвостом и носом-краном с надписью вязью по всему туловищу: Самовар кипит, уходить не велит. Долгое время в русском быту сохранялись удобные самовары-кухни с несколькими отделениями, каждое со своей крышкой. В таком самоваре можно было приготовить целый обед, а потом еще напиться чаю из дополнительного отделения с краном. Представляете, насколько удобен он был в долгой дороге?

«Самоварное разнообразие» на обширных просторах Российской империи проявлялось не только в форме, но и в тех материалах, из которых они изготавливались. Основным материалом для изготовления самоваров служили: «медь зеленая» (латунь), «медь красная» [сплав меди (50-63%) и цинка (37-50%)], томпак [сплав меди (85-90%) и цинка (10-15%)]. Случалось, что самовары серебрили, золотили, а подчас и вовсе делали из серебра или мельхиора [сплав меди (50-60%), цинка (19-39%) и никеля (13-18%)]. Самоваров из томпака изготовлялось в 10 раз больше, чем из «меди красной». К слову, в 1850 г. «томпаковый» самовар стоил 25-30 руб., в зависимости от отделки. Будучи дороже, красивее, роскошнее по сравнению с «красномедными», «томпаки» успешно расходились по домам знати. В богатой семье мог красоваться и самовар серебряный, весь изукрашенный чеканными завитыми узорами и литыми фигурами, изготовленный по специальному заказу. А для бедного люда самовары шли вовсе простые, медные, и ценились они все без разбора на вес, по 15 руб. за пуд.

В наше время самоварных дел мастера наряду с вышеперечисленными металлическими «самоварными» материалами увлеченно «обыгрывают» и материалы, так сказать, нетрадиционные для этого дела: дерево, керамику, фарфор и «гжель», лаковую роспись на папье-маше. Тут стоит отметить, что в Москве, в Оружейной палате Кремля, к примеру, хранится уникальный (единственный в своем роде и в России) самовар, выточенный аж из цельного кристалла горного хрусталя (!!). Настоящий шедевр, вот только чаи с ним вряд ли удастся долго гонять – кварц все-таки штука хоть и тверже латуни, меди и серебра, но довольно-таки хрупкая... Так что многовековой символ русского быта постепенно превращается... в сувенир. Впрочем, на поприще самоварного дела, похоже, и поныне еще можно найти интересные ниши для творчества: умелец Владимир Махнюк из Шадринска Курганской области, овладев в совершенстве старинной техникой обработки бересты, расширил «классический» ассортимент изделий из нее и изготовил невиданные доселе самовары, уникальные по своей красоте и изяществу. Что интересно, эти самые берестяные самовары вполне пригодны для исполнения той самой функции, ради которой самовары изготавливали испокон веку (т.е. для чаепития). А поскольку теплопроводность древесины значительно ниже, чем любого металла, то в ТАКОЙ самовар можно смело наливать кипяток, и вода в нем останется горячей в течение дня.

Но вернемся к истории самоварного дела. Тут обязательно нужно вспомнить, что подлинную революцию в самоварном искусстве произвели туляки. Уже к середине XVIII в. в Туле насчитывались десятки мастерских по производству этого прибора, и у каждой из них был свой «секрет фирмы», или, выражаясь современным термином, «ноу-хау». Выпускали туляки самовары, как говорится, на все случаи жизни – от миниатюрных, объемом на один-полтора стакана (прозванных в народе «самоварами-эгоистами» или «отрадой холостяка») до пятиведерных, рассчитанных на использование разве что в больших питейных заведениях. Среди этого «разномастного добра» был специальный т.н. «погребец», который брали с собой в дорогу путешественники. брали в дорогу специальный погребец. По словам В. Соллогуба, это было «изобретение, без сомнения, полезное». В нем была корзина для чаепития, состоявшая из двух чашек и блюдец, сахарницы, чайницы, двух ложечек, спичек и... самоварчика на спиртовке. Забегая несколько вперед по ходу нашего повествования, отметим, что в начале XX столетия здесь же был изобретен даже «заплечный» самовар, приспособленный для условий военного похода.

«Не было бы счастья, да несчастье помогло». Эта распространенная в нашей стране поговорка имеет прямое отношение и к самоварному делу на Руси. Парадоксально, но его развитию очень помог не кто иной, как... сам Наполеон Бонапарт (точнее, разгром его армии в России). Дело в том, что по окончании Отечественной войны 1812 г. резко уменьшился спрос на оружие, а потому многие тульские оружейники вынуждены были осуществлять своего рода «конверсию» и переходить к изготовлению мирной продукции, и самовары тут оказались как нельзя кстати. Как следствие, возникли настоящие «самоварные династии» – Ломовы, Баташевы, Воронцовы, вначале мастера «золотые руки», а потом – и владельцы крупных фабрик, настоящие «самоварные короли». И если в конце двадцатых годов XIX в. в Туле действовало «всего лишь» 8 крупных самоварных фабрик, то во второй половине XIX в. – уже 77, т.е. почти в десять раз больше. Соответственно возросло и производство самоваров, в результате чего Тула прочно заняла ведущую роль в стране по их изготовлению, став тем самым настоящей «столицей самоваров». Это обстоятельство, кстати сказать, послужило основанием для расхожего в нашем российском фольклоре афоризма типа «дрова в лес везти – все равно что ехать в Тулу с самоваром».

Довольно долгое время, однако, самовар был достоянием исключительно русского народа. Широкий показ самоваров представителям иностранных государств состоялся на мануфактурной выставке в Санкт-Петербурге в 1829 г. После этого началось их триумфальное шествие по Европе. С тех пор на всех зарубежных выставках русские самовары неизменно привлекали огромное внимание, и на их блестящем тулове, словно на груди доблестного солдата, одна за другой появлялись медали.

Показательно в этом отношении «Товарищество самоварной фабрики наследников В. Баташева». Первую золотую медаль их продукция получила на Международной выставке в Брюсселе (1873 г.), через 5 лет в Париже удостоилась серебряной медали. В дальнейшем изделия с фабричной маркой Баташевых демонстрировались в Генуе, Москве, Риге, Чикаго. Особенно урожайным был 1907 г., когда они завоевали 5 (!) золотых медалей. В 1896 г. на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде им был присужден государственный герб.

Самовары фабрики наследников В. Баташева за высокое качество и разнообразие форм (в начале XX в. фабрика выпускала 54 фасона) имели громадный сбыт как в самой Российской империи, так и за ее пределами. Достаточно сказать, что эта фабрика стала официальным поставщиком двора его величества короля Испании. Ее продукцию ценили на всех рынках, и уже за одно лишь клеймо этой фабрики самовар стоил на рубль дороже обычного. (Слава эта, однако, способствовала тому, что отдельные предприимчивые фабриканты ставили фамилию Баташева крупным планом на собственных изделиях, а свою обозначали едва заметным шрифтом – правовая охрана товарных знаков в России в то время еще не сложилась). Эти «чайные машины» продавали по всей России в магазинах, лавках и на ярмарках по сортам и весу; последнее обстоятельство сполна использовали иные смышленые ремесленники (или мошенники?), которые для того, чтобы сбыть свой товар подороже, впаивали в него свинцовые шарики.

В 1909 г. были изготовлены 5 крошечных самоварчиков емкостью 1 стакан, которые по замыслу предназначались в подарок детям императора Николая II. При этом каждый из этих сувенирных самоварчиков как бы подчеркивал особенности характера и внешности того, кому он предназначался. Но и этим пяти подарочным, и всем прочим мини-самоварчикам с близкими емкостями, однако, весьма далеко до самого маленького самовара, который в свое время смастерил на досуге слесарь Института радиотехники и электроники Академии наук СССР Василий Васюренко: этот самоварчик возвышался над столом на целых 3,5 мм (!!), а вскипятить в нем можно было... 1 каплю воды. Подобное деяние, пожалуй, вполне сопоставимо с уникальным достижением легендарного левши (который, заметим, родом из все той же Тулы), сумевшего как-то подковать блоху…

Ну а самым большим в мире действующим самоваром, похоже, является самовар высотой 175 см и весом почти 250 кг, созданный в Запорожье. Этот гигант вмещает в себя ни много ни мало 300 (точнее, 295) литров воды, напоить чаем из него можно почти 1500 человек. Над данным диковинным самоваром (точнее будет сказать – самоварищем) трудилась вручную целая дюжина мастеров в течение почти трех месяцев, а на его изготовление пошло более полутонны латуни. И как утверждали его создатели, воду в нем можно вскипятить примерно за час. Этому великану «самоварного мира» присвоили вполне приемлемое имя «Соборный».

В среде антикваров и коллекционеров собирателей старинных самоваров выделяют в особую касту – «крестьяне». Московский «крестьянин» Сергей Калиничев первые 10 самоваров отыскал с соседом по сараям деревенских бабушек. Проржавевшие, продырявленные, потерявшие форму самовары, казалось, уже никогда не приобретут свой прежний вид. Тем не менее он, сидя на табуреточке и согнувшись в три погибели (что было неудивительно при его почти двухметровом росте!), все же сумел через длительное время все их отреставрировать. Продажей этой «обновленной» старины Калиничев хотел поправить семейный бюджет; однако, когда засиявшие медными боками самовары были готовы к тому, чтобы снести их в антикварный магазин, ему вдруг стало жаль с ними расставаться – так дороги они ему стали за время их реставрации. Так и началась его коллекция, которая насчитывает сейчас больше 100 самоваров разных времен и конфигураций. Он поставил своей целью собрать все те формы русского самовара, что были выпущены начиная с XVIII в. (а их порядка 600). А потому он вновь и вновь колесит по деревенькам российской «глубинки», снова корпит над рухлядью долгими вечерами. Ибо убежден – в каком бы состоянии ни попал к нему самовар, он в конечном итоге должен снова задымить, застучать крышечкой-свистулькой и напоить гостей свежим чаем.

Конструктивному совершенствованию самовара уделялось внимание с момента его изобретения; в этом участвовали изобретатели разных сословий российского общества. К примеру, привилегию (так назывался охранный документ на изобретение, выдаваемый в нашей стране вплоть до революции 1917 года) № 945/1863 на 10 лет в 1863 г. получил на «Самовар особого устройства» инженер-полковник Волошинов. Коллежский асессор Реутовский через три года изобрел «Дымосжигательные самовар и кипятильник» (привилегия № 1095/1866), прусский подданный Рейнгольд Тейле придумал «Керосиновую горелку для самовара» (привилегия № 3303/1886), а крестьянин Михаил Курилов предложил конструкцию нового самовара (привилегия № 5819/1894).

Бытует мнение, что англичане делают изобретения для того, чтобы удешевить производство, а русские изобретают от лени, чтобы облегчить свой труд. Как бы то ни было, изобретатель, вне зависимости от своей национальной принадлежности, исследует вещь так же, как ребенок разбирает игрушку. А поняв суть, он преломляет ее через свое видение мира. Польза изобретения проявляется всегда с запозданием. В этом смысле изобретатель действительно примеряет каждое изобретение на себя, и тот, кто изобрел самовар, несомненно, знал традицию русского быта.

Самовар объединил в себе весь практический опыт человечества по экономии энергии. И устройство его просто, как все гениальное. Ведь состоит-то он из цельнотянутого тонкостенного сосуда, который вертикально протыкает труба, начинающаяся от топки снизу и завершающаяся конфоркой. Последняя служит как для установки на ней чайника для заварки, так и для осуществления тока воздуха, когда конфорка закрыта крышкой. Все тепло, поднимающееся по трубе, отдается воде. Большая поверхность трубы быстро доводит воду до кипения и поддерживает температуру. Естественный ток теплого воздуха вверх создает идеальную тягу в топке.

В России, как видим, были замечательные умельцы по самоварному делу. А что же наши современники-изобретатели, отечественная промышленность?

С принятием первого патентного закона в 1924 г. на совершенствование устройств для кипячения воды было выдано 82 патента, из них 26 касалось именно самоваров. Вот их перечень:

1. Патент СССР № 354 Самовар-кофейня (выдан 30.06 1925 г.)
2. Патент СССР № 884 Приспособление для варки пищи (выдан 30.01.1926 г.)
3. Патент СССР № 1715 Приспособление для варки пищи на самоваре (выдан 30.10 1926 г.)
4. Патент СССР № 1716 Приспособление для варки пищи на самоваре (выдан 30.10.1926 г.)
5. Патент СССР № 2223 Самовар (выдан 28.02.1927 г.)
6. Патент СССР № 4523 Обогреваемый примусом самовар (выдан 31.08.1928 г.)
7. Патент СССР № 4807 Устройство для скрепления частей самовара (выдан 31.031928 г.)
8. Патент СССР № 5877 Самоварная решетка (выдан 31.07.1928 г.)
9. Патент СССР № 5899 Устройство для нагрева и варки пищи (выдан 31.07.1928 г.)
10. Патент СССР № 7117 Самовар (выдан 30.11.1928 г.)
11. Патент СССР № 9292 Предохранитель от расплескивания воды кипящим самоваром (выдан 31.05. 1929 г.)
12. Патент СССР № 11174 Подставка к самовару, указывающая на опасность его распаивания при недостатке воды и наполнении трубы горячим углем (выдан 30.09.1929 г.)
13. Патент СССР № 11927 Устройство для нагревания самоваров и варки пищи (выдан 30.09.1929 г.)
14. Авторское свидетельство СССР № 24568 Приспособление для быстрого частичного кипячения воды в самоваре (выдано 31.12.1931 г.)
15. Авторское свидетельство СССР № 33259 Самовар (выдано 30.11. 1933 г.)
16. Авторское свидетельство СССР № 465279 Самовар (выдано 08.10.1975 г.)
17. Авторское свидетельство СССР № 980685 Приставка к самовару (выдано 25.12.1982 г.)
18. Авторское свидетельство СССР № 1449107 Походный самовар (выдано 07.01.1989 г.)
19. Авторское свидетельство СССР № 1667832 Самовар (выдано 07.08.1991 г.)
20. Авторское свидетельство СССР № 1695876 Походный самовар выдано 07.12.1991 г.)
21. Патент РФ № 2073995 Самовар (выдан 27.02.1997 г.)
22. Патент РФ № 2228703 Походный самовар (выдан 20.05.2004 г.)
23. Патент РФ № 2284741 Самовар (выдан 10.10.2006 г.)
24. Патент РФ № 2462170 Самовар походный (выдан 27.06.2012 г.)
25. Патент РФ № 2550906 Походный самовар (выдан 20.05.2015 г.)
26. Патент РФ № 2552223 Самовар комбинированный (выдан 10.06.2015 г.)

Конструкция самовара в наше время достигла такого совершенства, что придумать здесь что-либо новое чрезвычайно трудно. И все же нет предела совершенству. Анализ представленных изобретений показал, что все они так или иначе направлены в основном на совершенствования конструкцию аппарата и позволяют помимо кипячения воды, ее разогревать, готовить пищу, длительное время сохранять высокую температуру воды, предотвращать ее расплескивание, устранять накипь на стенках, улучшать тягу, совершенствовать технологию сборки самовара и др. И, наконец, менять топливо. В наше время в ходу самовары все больше электрические. А художники-дизайнеры видят их скорее как объекты декоративно-прикладного искусства.

Сегодня освоены промышленностью и весьма популярны электросамовары емкостью 2,5, 3 и 5 л. Приборы эти имеют форму традиционного русского самовара и шара. Изготовляются они из нержавеющей стали методом холодной штамповки с декоративной росписью по металлу. Самовар типа ЭСТ-3/1,25-220 снабжен термоограничителем, отключающим прибор автоматически при выкипании воды ниже заданного уровня.

ЛИТЕРАТУРА:
Журнал «Изобретатель и рационализатор» №1 2004 ст. 20
Журнал «Изобретатель и рационализатор» №11/2014г. ст. 21

Зав. отделом обслуживания патентной литературой
Михайлова Т.И.

Источник: УНИЦ