Цифровизация, качественный прием и развитие преподавательских кадров: обозначены тренды развития образовательной сферы КНИТУ




23.05.2021

На очередном заседании ученого совета основным докладчиком стала проректор по учебной работе Дильбар Султанова. Она обозначила основные стратегические направления и задачи университета по развитию образовательной сферы, а также рассказала, что сделано за текущие четыре месяца второго семестра для достижения поставленных целей.

Первая, по словам проректора, задача – повышение качества образования через развитие кадрового потенциала профессорско-преподавательского состава. В этом аспекте важнейшей становится реализация длительных стажировок преподавателей в ведущих европейских университетах и российских научных центрах, а также практики совместно со студентами на промышленных предприятиях. Республиканский грант «Алгарыш» создан именно для этих целей, и, по словам Дильбар Шамилевны, ППС университета имеет возможность пользоваться данным ресурсом в разы больше. Развитие кадрового потенциала определяет эффективность решения второй задачи – повышения качества подготовки студентов. Реализация двух первых целей позволит решить третью стратегическую задачу – повышение востребованности выпускников университета, в первую очередь промышленными предприятиями, поскольку КНИТУ – прежде всего вуз химико-технологический.

Три названные задачи, в свою очередь, декомпозируются в подзадачи. Первая из них – повышение качества образования за счет цифровизации образовательных процессов. Для продвижения к достижению данной цели были сделаны следующие шаги: проведен онлайн-опрос «Преподаватель глазами студентов» в новом формате, выиграны три гранта фонда Потанина на разработку новых магистерских курсов. На мировой образовательный ресурс Coursera выведен курс «Смарт-материалы», на котором обучаются свыше 800 человек со всего мира. Успех курса определил решение начать обучение с сентября 2021 года по новой магистерской программе на английском языке. Для привлечения в вуз талантливой молодежи реализован профориентационный проект по созданию 12 специализированных социальных сетей факультетов (институтов). Выигран всероссийский конкурс, оператором по которому является Университет Иннополис, на обновление основной образовательной программы по направлению 18.03.01 «Химическая технология», ориентированное на цифровизацию образовательного контента.

С целью развития кадрового потенциала ППС 200 преподавателей обучаются сейчас в Университете Иннополис по цифровизации образования (в течение трех месяцев), еще более 30 человек записались на ускоренные курсы. «Мы должны вскочить на эту волну цифровизации, иначе она накроет нас, – подчеркнула проректор. – Мы находимся в тесном контакте с руководством Иннополиса, в результате обучения каждый его участник должен актуализировать свой курс и ввести элементы цифровизации, по итогам обучения сразу 230 дисциплин у нас будут полностью обновлены».

Следующий этап работы – модернизация рейтинга ППС. И здесь есть пробел: преподаватели сегодня не поощряются за качественную работу со студентами. Решением может стать введение в рейтинг результатов модернизированного анкетирования «Преподаватель глазами студентов», где обучение оценивается по пятибалльной шкале всего по трем параметрам: интересно, полезно (актуально), понятно. Результаты апробации анкеты в Институте полимеров и на факультете нефти и нефтехимии оказались хорошими. «Студенты нас оценивают высоко, более 70 процентов пройденных курсов, уже после сдачи сессии, были оценены студентами на пять баллов», – отметила Дильбар Шамилевна. Однако преподаватели, чьи дисциплины получили по оценкам обучающихся в среднем два балла, должны менять свои подходы и к студентам, и к преподаванию в целом.

В аспекте цифровизации образовательного процесса были предложены две новые образовательные программы. В Институте полимеров возобновлена программа элитного образования, объявлен набор в специальные группы по актуальному направлению «Химик – IT-специалист», в учебных планах которого много IT-дисциплин. «Это позволит решить задачу привлечения сильных ребят-абитуриентов и удовлетворения запроса промышленности», – уверена проректор.

Вторая программа открыта на факультете нефти и нефтехимии – университетском лидере в сфере цифровизации обучения. Это программа «Технологический менеджмент проектов», которая предполагает использование специализированного программного обеспечения, цифровых двойников, цифровых технологических тренажеров. «Директора Института нефти и нефтехимии Наталью Башкирцеву мы намерены попросить провести мастер-классы по созданию таких программ», – отметила докладчик. Цифровизация образовательного процесса предполагает несколько этапов. Первый – оцифровка учебно-методической документации. На данный момент 34 кафедры уже прошли обучение по переводу рабочих программ в цифровой формат, ожидают обучения еще 38 кафедр. Конечно, на первых порах освоения ПО это сложно, но при овладении навыками одну программу наши коллеги стали формировать за 40 минут. Сейчас в работе УМУ находится более 600 программ. В итоге должно быть оцифровано 7000 программ, что позволит упростить процедуру их согласования и спокойнее подготовиться к аккредитации.

Важная задача в сфере международного образования – реализация англоязычных программ с привлечением качественного иностранного контингента. В настоящий период такая программа реализуется на нефтяном факультете, где уже 15 дисциплин преподаются на английском языке. Новая англоязычная программа «Технологии полифункциональных материалов» разрабатывается на ФТПМ (кафедра Юрия Галяметдинова). Данная магистерская программа формируется полностью в европейском формате, с использованием соответствующих международных стандартов образования. Совместно с завкафедрой ИЯПК Юлией Зиятдиновой и международным управлением она готовится к подаче на грант Erasmus+ c привлечением двух европейских партнеров.

Следующее направление – сетевые образовательные программы. Их реализация представляет большую сложность, поскольку здесь еще несовершенна нормативная база. В КНИТУ сейчас реализуются шесть программ, три из них – международные (две с Университетом Мерзебурга и одна с Софийским университетом), одна – с Уфимским государственным техническим университетом, две – с КНИТУ-КАИ. Последние две актуальны в свете участия вуза в конкурсе Минобрнауки России «Приоритет-2030». Подобное сетевое взаимодействие позволяет отправлять наших студентов в лучшие лаборатории КНИТУ-КАИ, и, соответственно, магистранты из КАИ получили возможность целый семестр обучаться в самых оснащенных лабораториях кафедры физической и коллоидной химии нашего университета.

В целях обеспечения промышленности высококвалифицированными кадрами в вузе был создан Центр содействия развитию карьеры. Только в течение апреля было проведено шесть встреч с представителями промышленных предприятий со всей России. В направлении повышения конкурентоспособности и востребованности выпускников были организованы встречи с представителями компаний «Еврохим», «Нижнекамскнефтехим», «Роснефть», «Данафлекс», Химического завода им. Л.Я.Карпова, Казанского завода синтетического каучука. Проректор призвала деканов и заведующих кафедрами с вниманием относиться к организации данных встреч, ведь компании заинтересованы в наших студентах, там есть для них хорошие предложения. Например, «Еврохим» уже сейчас принял более 20 студентов КНИТУ на практику на свои предприятия, а курирующие практику доценты получили значительный потенциал привезти хоздоговоры с этой компанией.

Дильбар Шамилевна также отметила, что контрольные цифры приема в вузы сейчас определяются по формуле, важным пунктом здесь является трудоустройство, особо выделяется процент сохранности контингента студентов, а он в том числе зависит от уровня подготовки абитуриентов и их способности учиться на инженерных направлениях. «Если мы вместе не начнем работать над качественным приемом – школьников, выпускников техникумов (они становятся интересными, сюда в последние годы идут хорошие ребята), то не сможем сократить рост отчислений студентов. В этом смысле проект создания дюжины профориентационных социальных сетей очень перспективен, ими занимаются специально назначенные люди с факультетов, ведется мониторинг активности соцсетей, оперативного ответа на вопросы абитуриентов», – сказала она.

«Все мы должны быть носителями идеи важности поступления именно в наш вуз, ведь прием определяет наше будущее, – подчеркнула проректор. – Если у нас будет качественный прием, не будет отсева, у нас будут высокие цифры КЦП, а не этот печальный тренд по ежегодной потере КЦП».

В развернувшейся дискуссии были обсуждены проблемы отсева магистрантов, критериев оценки вузов. «Если мы будем работать над качеством приема, то и успеваемость студентов будет лучше, отсев – меньше, – подвела итог Д.Ш.Султанова. – Надо бороться за лучших студентов!»

Оценивая доклад, руководитель вуза отметил, что в нем Дильбар Шамилевна предложила важные шаги на перспективу развития образовательного процесса вуза. Особо Юрий Казаков остановился на ожидаемых, важных для развития вуза результатах проекта школы «Кадровый ресурс», курируемой проректором по учебной работе. С февраля 75 инициативных сотрудников вуза проходили обучение по управлению образовательными и научными проектами, изучали особенности подготовки грантовых заявок в российские и европейские фонды, порядок работы с интеллектуальной собственностью и особенностями коммерциализации результатов НИОКР. В настоящий период каждую неделю команды, сформированные по результатам обучения, представляют свои проекты по модернизации различных аспектов деятельности университета. По словам Юрия Михайловича, данные проекты являются хорошо проработанными, актуальными для вуза и должны быть включены в программу вуза в рамках подготовки заявки к участию в федеральном конкурсе «Приоритет-2030».

Алла Кайбияйнен



Источник: Управление медиакоммуникаций
Форма для печати

👉 Главные новости КНИТУ в Telegram