Новоуспенский Николай Аполлонович. Научный полк КНИТУ-КХТИ



20.05.2022

В преддверии 77-й годовщины Победы Красной армии и советского народа над нацистской Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов музей истории КНИТУ начинает публикацию материалов под общей рубрикой «Научный полк КНИТУ-КХТИ». В них представлены биографии преподавателей и учёных Казанского химико-технологического института — участников войны. Некоторых из них хорошо помнят в вузе до сих пор, воспоминания о других в значительной степени стёрлись. А ведь все они — защищавшие Родину на фронтах Великой Отечественной, внесшие большой вклад в развитие науки и образования в Татарстане — достойны того, чтобы их имена были сохранены в нашей благодарной памяти. Очерки о героях «Научного полка» подготовил председатель совета по историко-мемориальной деятельности КНИТУ проф. Вильям Петрович Барабанов.

Новоуспенский Николай Аполлонович
Лаборант радиохимической лаборатории кафедры физической и коллоидной химии

Николай Новоуспенский родился 7 июня 1918 года в городе Старая Русса. По окончанию средней школы в 1937 году по комсомольскому призыву был принят в Ейское училище морской авиации. В 1939 году по ускоренному выпуску был призван на Финскую войну, по окончанию которой был направлен на Дальний Восток для службы в составе Военно-воздушных сил Северного флота.

Вспоминает Н .А. Новоуспенский: «Когда над страной пронеслась грозная весть — „Война!“ — я подал первый рапорт на имя командира части с просьбой отправить на фронт. Свою просьбу я повторял неоднократно, но в ответ слышал: „Нужен здесь“… И всё же мне удалось добиться, чтобы меня направили во вновь созданную отдельную эскадрилью, призванную охранять Северное побережье Охотского моря. Именно там начались мои боевые дежурства по охране воздушных рубежей Родины›.

С января 1944 года по август 1945 он входит в состав перегоночной группы самолетов из США в СССР. Условия перелета были очень тяжелыми, приходилось бывать в полете до 23 часов. Летали над океаном, странами Европы, Африки, Азии. Были запоминающиеся встречи с представителями союзников. В августе и сентябре 1945 года Н. А. Новоуспенский участвовал в войне с Японией в составе разведывательной группы ВВС Тихоокеанского флота. За боевые заслуги был награжден орденом Отечественной войны, медалями «За победу над Германией», «За победу над Японией», «За боевые заслуги» , а в дальнейшие годы — многочисленными юбилейными медалями и почетными знаками. После демобилизации в звании майора проживал в Ленинграде и Тюмени.

В 60-е гг. по семейным обстоятельствам Николай Аполлонович приезжает в Казань и поступает на работу в КХТИ. Майор в отставке, Николай Аполлонович в форме морского летчика с неизменным кортиком, конечно, был заметной фигурой в институте. Его работа в радиохимической лаборатории кафедры физической и коллоидной химии была многогранна. Лаборатория была особым объектом по опасности и режиму, и на нее была возложена ответственность за хранение ядов и драгметаллов. Ответственным хранителем был назначен Н. А. Новоуспенский. Он смог придать особую значимость этому назначению. В эти годы лаборатория оснащалась новым специализированным оборудованием, выполняла работы по заказам других кафедр института и хозяйственным договорам с различными заказчиками. Одним из таких заказчиков был КазХимНИИ, исполнителем работ которых был определен Н. А. Новоуспенский.

Вспоминает доцент Д. М. Торсуев: «В соответствии с требованиями радиационной безопасности измерительная аппаратура проходила регулярную государственную проверку в строго определенный промежуток времени, организация и контроль таких проверок входила в должностные обязанности Н. А. Новоуспенского. Данную работу он проводил грамотно, с большим удовольствием. Как правило, на проверку приборы отвозили в разные города Подмосковья и Саратовскую область. Для этого собирали команды из трех человек сотрудников во главе с Николаем Аполлоновичем. Все организационные вопросы он брал на себя: занимался оформлением командировочных удостоверений, приобретением билетов, организацией транспорта и доставки приборов на вокзал и другими сопутствующими задачами. В таких поездках Николай Аполлонович рассказывал множество историй о Великой Отечественной войне и своей военной службе. Рассказы содержали большое количество подробностей с именами и фамилиями действующих лиц, временем и местом, где они происходили, связи с историческими событиями и излагались образным русским языком. Общение с Николаем Аполлоновичем в таких поездках раскрывало многообразие его душевных качеств, широкий кругозор, нетрафаретный взгляд на мир, то есть тех особенностей человека, которые не всегда проявляются в служебной обстановке. В частности, я много узнал о его хобби — автотуризме, фотографии и филателии».

О своем отце вспоминает Людмила Николаевна Бродовская: «Папа остался в нашем сердце добрым и очень ответственным. Он всегда выполнял свои обещания и старался доводить все начатое до конца. У него было много друзей, с которыми его связывали общие понимания чести, справедливости. С ними он общался всю жизнь, много писал, звонил, разговаривал, смеялся, ездил в гости. Еще он был человеком интересным и интересующимся. Сколько интересных и познавательных поездок было проделано на своей машине в разные города и страны. А после них — встреч с друзьями, просмотр фотографий, слайдов и фильмов из поездки. Хобби — еще одна важная страница его жизни. Изучал и историю нашей страны, собирая коллекцию марок. Вечером — занятия с альбомом, в воскресенье — поход в тематический клуб. Единственное, о чем папа не любил говорить — это о войне. Слишком много было горя и потерь близких и друзей. Но когда его просили, он приходил в школу и рассказывал, чтобы мы, наше поколение, знали и помнили. И мы всегда несем в себе память о папе, Николае Аполлоновиче, который теперь живет у его пяти внуков. Один из них — Николай Новоуспенский. Он получил его имя, а потом взял и его фамилию. Он такой же яркий, необычный, интересный».

Николай Аполлонович всегда был окружен близкими друзьями. Вспоминает Светлана Шамгунова: «Моя семья была связана с Николаем Аполлоновичем (Аполлоныч — так называли мы его между собой) на протяжении нескольких десятков лет: по совместной работе, по родственным связям, общим интересам. „Зажигалкой“ в семье Новоуспенских была его супруга Ирина Борисовна. Надолго запомнились встречи Нового года, где Аполлоныч представал то как Дед Мороз, то пиратом, ковбоем, всадником (на швабре вместо коня). Огромное удовольствие мы получали от его рассказов, в которых он излагал место происшествия, время, иногда до минуты, ссылаясь на свою хорошую память. Николай Аполлонович — автолюбитель, за рулем был очень серьезным для своего возраста, любимые места его поездок — Зеленый Бор, марийские леса. Уже в возрасте они с Ириной Борисовной совершили автотуристические поездки в Венгрию, Польшу, Чехословакию. В этом турне их было трое, третья — любимая собака Снежок. И когда в некоторых отелях не разрешали ночевать с собакой, он оставался на ночь в машине. За долгие годы в памяти остались очень многие моменты бытового общения, приятные воспоминания об этом интересном, неординарном человеке. Он увлекался историей. Из одного посещения Ленинграда привез фотографии памятника Державину, который ранее располагался на площади Свободы в Казани. Эту фотографию как исторический документ он предлагал казанским городским властям для восстановления памятника поэту. Его предложение было осуществлено через многие годы. У Аполлоныча была собрана большая личная библиотека. Увлечение театром поддерживалось Ириной Борисовной, которая была членом клуба любителей театра».

Летом 1992 года Николай Аполлонович приехал в Ленинград, где проживала его дочь с внуками. 4 июля с ним случился сердечный приступ, оборвавший его жизнь. Н. А. Новоуспенский был похоронен в Ленинграде.



Источник: Управление медиакоммуникаций
Форма для печати

👉 Главные новости КНИТУ в Telegram