Дильбар Султанова: тренды цифровизации университета в образовании



09.03.2023

Цифровизации образовательного процесса в КНИТУ был посвящен доклад проректора по учебной работе профессора Дильбар Султановой на недавнем заседании ученого совета университета.

Процесс цифровизации в вузе идет по нескольким направлениям, самое важное из которых на сегодня – подготовка к предстоящей осенью аккредитации. Работа по подсчету выполнения всех аккредитационных показателей (АП) началась еще в прошлом году, к настоящему времени она завершена и на официальном сайте вуза можно получить информацию о выполнении показателей по каждому из направлений. Каждый из АП (средний балл ЕГЭ; наличие электронной, информационно-образовательной среды; доля выпускников; доля выпускников по договорам о целевом обучении; доля остепененных преподавателей; доля профильников; доля трудоустроившихся) имеет свой вес. «Мы можем работать только над двумя показателями – это доля выпускников (уменьшение процента отсева) и число преподавателей – представителей реального сектора экономики (увеличение их количества)», – подчеркнула проректор. Уже сегодня необходимо по каждому направлению разработать стратегию приема с целью увеличения очень весомого показателя по среднему баллу ЕГЭ (важно понимать, что здесь учитываются поступающие как по бюджету, так и внебюджету). Если этот показатель по тому или иному направлению будет ниже 70, обучающиеся по нему должны будут проходить крайне сложное тестирование сразу по всем компетенциям.

Второй показатель – наличие электронной информационно-образовательной среды. Задачи разделены на минимальные и максимальные. Минимум вузом выполнен: в личные кабинеты студента загружена вся необходимая информация; выведены на сайт учебные планы, около 30 тысяч рабочих программ и ФОСов, успеваемость в АСУ «Университет»). Единственный невыполненный показатель – это доступ к электронным библиотечным системам, указанным в рабочих программах, с любых компьютеров (с компьютеров вуза доступ есть). Вузу предстоит постепенно ввести электронные расписание, зачетки, рабочие книжки преподавателей, электронные журналы успеваемости, «цифровые следы» общения преподавателя с каждым студентом по выполнению контрольных работ, НИРС и т.д. «Этого тренда мы будем придерживаться в дальнейшем, – отметила проректор, – и первый проект связан с созданием электронных ведомостей, что позволит избежать множества подписаний, а баллы и рейтинги студентов будут сразу вводиться в АСУ «Университет». Электронные ведомости впервые будут опробованы на студентах-айтишниках 4 курса и к концу года планируется перевести на них весь университет.

Еще одно направление цифровизации касается отдела практики. Создан востребованный телеграмм-канал по содействию трудоустройству, на который подписано более 850 студентов. Вся документация пока осуществляется на бумажном носителе, однако уже дан старт работе по внедрению цифрового документооборота в части практики при активном взаимодействии начальника отдела содействия развитию карьеры Анны Алексеевой с директором ЦТиАС Юрием Беркманом.

Что касается цифровизации рабочих программ и фондов оценочных средств, на сегодня в АСУ «Университет» внесено 100 % РПД и ФОС по всем образовательным программам для 2020, 2021 гг. набора, для набора 2022 года это 99 %. Однако предстоит внести все РПД и ФОС по 2023 году к предстоящей в октябре аккредитации уже в этом учебном году, в том числе по новым программам.

Что касается показателя «Наличие внутренней системы оценки качества образования», налажена система анкетирования «Преподаватель глазами студентов», он внесен в рейтинг ППС, есть отчет по самообследованию, идет подписание ФОС по практикам работодателями, проведено социологические исследования ИУИ «Социальное самочувствие коллектива КНИТУ: проблемно-чувствительные зоны». Но предстоит решить и задачи-оптимум: проведение опросов абитуриентов, преподавателей, учебно-вспомогательного персонала, работодателей и выпускников. Отрадно, что по результатам анкетирования «Преподаватель глазами студента» за 2022 год отмечается повышение среднего балла оценки с 4,31 в 2021 г. до 4,51 в 2023 г. (обработано 19,9 тыс. анкет студентов-очников 1-4 курсов, оценено 757 преподавателей 73 кафедр). Однако не все преподаватели сюда вошли (ППС магистратуры и 4 курса).

Внедряются цифровые технологии в центре тестирования, которое прошли 3595 студентов 291 группы.

Что касается электронных учебных онлайн-курсов, на сегодня их разработано 32, в том числе еще 15 в 2022 году. Они очень востребованы студентами, и в будущем в учебных планах будет предусмотрен смешанный формат обучения, это актуально и для программ Передовой инженерной школы КНИТУ.

В рамках программы «Приоритет 2030» успешно реализуется проект «Цифровая кафедра». Освоением цифровых компетенций необходимо было охватить более 900 студентов, проект был непростым, в его реализацию были включены директора институтов и заместители, поддержавшие начальника УМУ Гульназ Лутфуллину и директора по ОУП Лейсан Догадину. Было закуплено 240 компьютеров, оборудовано 14 новых компьютерных классов. Сегодня стоит задача отбора мотивированных студентов, которым будут интересны эти IT-курсы по программированию, компьютерным сетям, созданию и тестированию программных продуктов и т.д.

Успешно обновляется материально-техническая база (оснащен новой техникой 31 компьютерный класс в рамках «Цифровой кафедры», ПИШ, ФИП, в том числе «Цифровой горизонт» за счет средств софинансирования ПАО «Газпром»). Решается проблема с установкой программного обеспечения, и уже к 31 марта оно должно быть во всех компьютерных классах. Осуществляется цифровизация издательства – отказ от распечаток, осуществление редактирования в электронном виде, электронные макеты и согласование документов. Процесс оптимизации продолжается, есть пожелания авторов из разных институтов.

В проекте решения ученого совета – внеплановое обучение пользователей с целью разъяснения порядка установления ПО; проработка возможности обеспечения доступа всех обучающихся на безвозмездной основе к ЭБС с личных компьютеров; апробация результатов пилотного проекта «Электронный университет» в разделе «Ведомости»; разработка к 1 сентября этого года в АСУ «Университет» модулей РПД, ФОС ГИА и графика учебного процесса; проработка вопроса о внедрении анонимного анкетирования для охвата оценки ППС всех форм обучения, включая выпускные курсы, для реализации полноценной системы рейтингования ППС.

Алла Кайбияйнен



Источник: Управление медиакоммуникаций
Форма для печати

👉 Главные новости КНИТУ в Telegram