25.01.2024
Руководитель музея истории КНИТУ Денис Сахарных по приглашению комитета по науке, образованию и культуре Совета Федерации Федерального собрания РФ принял участие в работе XXII Рождественских парламентских встреч в Москве. Денис Михайлович в течение многих лет занимается вопросами духовно-нравственного образования, включая реализацию предметных областей «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в начальной и основной школе.
Ежегодное статусное мероприятие, организуемое на площадках обеих палат Федерального собрания в рамках проводимых Русской Православной церковью Международных Рождественских образовательных чтений, объединяет представителей религиозных объединений, органов власти, общественно-политических движений, научно-педагогического сообщества, деятелей культуры. Как отметила, открывая пленарное заседание Рождественских парламентских встреч, председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, на этой площадке традиционно обсуждаются темы, волнующие государство и общество, самые насущные вопросы духовно-нравственного развития России, процессы, происходящие в стремительно меняющемся мире.
Большое впечатление на участников пленарного заседания произвел программный доклад Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Предстоятель Русской церкви говорил о многочисленных вызовах и угрозах в духовно-нравственной сфере, которые сейчас переживают люди и общество в России и за ее пределами. «Особую озабоченность вызывает ситуация в образовательной сфере», — подчеркнул он. Перечислил патриарх Кирилл и позитивные изменения, в частности, принятие федерального закона от 25.12.2023 № 685-ФЗ, закрепляющего традиционные ценности в системе образования.
Более подробно эти вопросы были рассмотрены на организованном в рамках Рождественских парламентских встреч круглом столе «Традиционные российские духовно-нравственные ценности в образовательном пространстве как средство достижения национального суверенитета», в работе которого также принял участие эксперт КНИТУ.
По словам председателя комитета по науке, образованию и культуре Совета Федерации Лилии Гумеровой, сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей являются одним из приоритетных направлений государственной политики. В 2022 году Президент России утвердил «Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», а в декабре минувшего года — два значимых закона, первый из которых направлен на повышение статуса, авторитета профессии учителя, а другой определяет обязанность педагогических работников осуществлять педагогическую деятельность на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения, формировать у обучающихся чувство патриотизма, уважение к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, напомнила она.
О необходимости деятельной реализации Указа Президента РФ от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» говорили многие участники круглого стола. Настоятельно звучала мысль о том, что принимаемые законы и другие нормативные акты в России должны проходить экспертизу на соответствие нашим традиционным ценностям. Не раз выступающие говорили и о необходимости усиления воспитательного блока в вузах, расширению полномочий проректоров, курирующих молодежную политику.
В деле реализации актуальных задач, стоящих перед системой образования в области воспитания, большую роль играют школьные и вузовские музеи. Так, министр образования и науки Донецкой Народной Республики Ольга Колударова в своем выступлении рассказала о том, что за последнее время в образовательных организациях ДНР были открыты 148 музеев патриотической направленности.
— Опыт донецких коллег, как мне кажется, необходимо внимательно рассмотреть. Есть тенденция возвращения к пониманию роли и места музеев образовательных организаций, характерного для советской эпохи, когда школьный или вузовский музей был не местом, где собраны занимательные предметы, а важным центром воспитательной, историко-патриотической работы, и эту тенденцию следует поддержать, — считает Денис Сахарных.
Фото: пресс-служба Совета Федерации Федерального собрания РФ
|