Полковник Ахметшин рассказал в КНИТУ о работе корпуса военных советников СССР в Афганистане



01.03.2024

28 февраля полковник КГБ в отставке Рашит Ахметшин рассказал в КНИТУ о своем опыте работы в качестве советника в годы нахождения в Демократической Республике Афганистан ограниченного контингента советских войск. Встреча стала частью программы мероприятий военного учебного центра при КНИТУ, приуроченных ко Дню памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества.

Рашит Ахметшин начал разговор с комплексного анализа причин, которые привели к возникновению Афганского конфликта 1979—1989. Здесь сыграли свою роль и исламская революция в Иране 1979 года (полковник Ахметшин разделяет версию, закрепившуюся в советской и постсоветской российской историографии о том, что изначально широкое народное движение, направленное против шахского режима, имело в основном левый характер, но затем было «перехвачено» правыми религиозно-мотивированными политиками во главе с имамом Хомейни, настроенными резко критически как в отношения США, так и в отношении к Советскому Союзу), и военный переворот в Пакистане 1977 года, когда правительство Бхутто, имевшее хорошие отношения с нашей страной, сменилось проамериканским режимом генерала Зия-уль-Хака, и внутренние процессы в самом Афганистане: в 1978 году в результате Саурской революции к власти там пришла левая Народно-демократическая партия, инициировавшая многочисленные реформы, которые вызвали серьезное напряжение в афганском обществе. Так, непродуманная кампания по давлению на исламских духовных лиц, имевших в отсталых массах огромный авторитет, привела к тому, что они, по сути, стали возглавлять бандитское подполье, а его уже активно подпитывали из-за рубежа. Дело осложнялось и тем, что в правящей партии активно противостояли друг другу две фракции — «Хальк» и «Парчам», а практически все руководящие должности занимали представители только одного, пусть и самого многочисленного из народов Афганистана — пуштунов. «А ведь в Афганистане живут и узбеки, и таджики, и хазарейцы, и даже татары там есть, я с их представителями встречался», — рассказал Ахметшин.

Сложный клубок нарастающих противоречий в Афганистане беспокоил советских руководителей тем более, что весьма сложными тогда у нашей страны были отношений с еще одной державой, имевшей большое влияние в регионе — с народным Китаем. Сам же Афганистан — и в силу своего стратегического положения между Ближним Востоком, Центральной Азией и Индией, и как край, изобильный полезными ископаемыми — издавна находился под пристальным вниманием мировых держав, изначально — Великобритании, а затем — Соединенных Штатов.

Глазами и ушами Москвы в ДРА был не только официальный дипломатический корпус — а его с 1979 по 1986 год возглавлял чрезвычайный и полномочный посол Фикрят Табеев, до этого почти 20 лет руководивший советским Татарстаном, — но и корпус консультантов, специалистов и советников, одним из которых и был сегодняшний гость.

Как признался Ахметшин, не все в работе советских дипломатов и советников складывалось удачно. Сильно сказывалось непонимание особенностей мусульманской страны с родоплеменным устройством общества. Были и недостатки в подготовке самих кадров советников: изначально их направляли в краткосрочные командировки на несколько месяцев, языков, распространенных в стране, они не знали и вынуждены были общаться с афганцами через переводчиков, которых обычно набирали не из числа афганских граждан, а из советских таджиков (которым был понятен один из распространенных в Афганистане языков — дари), что серьезно ограничивало возможности работы и вызывало недоверие при общении. Потом перешли на более длительные программы подготовки с обязательным изучением языка фарси — его знание гость с удовольствием продемонстрировал аудитории.

Круг вопросов, к решению которых привлекались советники, был широк. Были, например, советники, направлявшиеся «по комсомольской линии», то есть работавшие при ДОМА —молодежном крыле правящей партии (среди них — легендарный выпускник КХТИ, кавалер ордена Мужества Николай Комиссаров). Рашит Ахметшин был в числе тех, кто помогал афганцам налаживать работу системы государственной безопасности. Общаться приходилось и с представителями власти, и с населением. Были встречи и с главарями оппозиционных вооруженных формирований — их старались склонить к мирным взаимоотношениям, отговорить от планов нападения на советские объекты и военные колонны или даже вовсе склонить к переходу на сторону правительства.

Поскольку в стране шла гражданская война, приходилось действовать очень осторожно — враг ошибок не прощал. Отсутствие дисциплины, особенно у воинских командиров, неизменно приводило к потерям. Тем более приходилось быть осмотрительными и советским советникам, которые за свою безопасность отвечали сами: корпусу советников лишь придавалось в распоряжение определенное количество солдат.

У моджахедов, противостоящих правительственным и советским силам, тоже были свои военные советники, причем их направляли не только недружественно настроенные к СССР мировые державы. Рашит Ахметшин вспоминал, как ему довелось видеть задержанного в Мазари-Шарифе советника-саудовца. Победы демократического режима в Афганистане и закрепления там советского военно-политического присутствия опасались во многих странах азиатского региона: оно сыграло бы на руку силам, добивавшимся там демократических или социалистических преобразований. Поэтому средств на поддержку моджахедов не жалели: в их распоряжении были американские, пакистанские, индийские товары, техника и вооружение. Ввод войск в Афганистан серьезно рассорил СССР с исламским миром, подорвал там позиции просоветских сил, считает полковник Ахметшин.

Вывод советского контингента, вспоминает ветеран, организационно был продуман до мелочей. Кстати, знаменитая фраза генерала Громова: «За моей спиной нет ни одного советского солдата», сказанная после того, как по мосту через Амударью прошествовали колонны выводимых войск, не вполне соответствовала действительности: на том берегу еще оставались наши военные, в том числе — прикрывавшие выход отдельные части пограничных войск КГБ СССР, уточнил гость.

Подытоживая встречу, начальник ВУЦ Хамит Тухбиев напомнил, что среди преподавателей военно-учебного центра работают те, кто был в те годы в Афганистане. «Надо знать историю той войны, понимать ее цену, знать цену жизни», — призвал он курсантов.

Денис Сахарных



Источник: Управление медиакоммуникаций
Форма для печати

👉 Главные новости КНИТУ в Telegram