«Вахта Памяти – 2011»

Поисковый отряд «Химик»

28.09.2011

Поисковый отряд «Химик» КНИТУ принял участие в Международной «Вахте Памяти – 2011», проходившей в Смоленской области Российской Федерации и Витебской области Республики Беларусь.

Вот, что рассказывают участники выезда:

Купив билеты и собрав свои походные рюкзаки, мы отправились туда, где последний раз были летом прошлого года. Казань и Москва проводили нас проливным дождём, зато Смоленск встретил нас по настоящему летней погодой. Добравшись на электричке до деревни Копти и пересев на «Газель» ОМО «Отечества» мы отправились к берегу реки Лучёсы, где нам и предстояло разбить лагерь. Место было выбрано не случайно. В 1944 году на берегах именно этой реки начинался прорыв в операции «Багратион», ставший переломным в Великой Отечественной Войне.

Первым делом найдя замечательное место для лагеря под вековым дубом, явно росшем ещё до войны, мы вместе с нашими давними друзьями поисковым отрядом «Книга Памяти» КАИ стали строить бивуак, разбивать палатки и делать спуск к воде. После того как все вещи были разложены и дрова для костра нарублены мы отправились к лагерю «Разведки», где вечером должны были пройти торжественное открытие и «Вечер памяти» на которых мы узнали, что помимо русских на вахте будут украинцы, белорусы, казахи, молдаване. И всё это благодаря Междугосударственному фонду гуманитарного сотрудничества государств - участников СНГ. Прослушав речь руководителя экспедиции Коноплёва А.Ю. и концерт, посвящённый «Вечеру памяти», все отправились спать. Следующим утром началось всё, ради чего мы приехали.

Встав рано утром и быстро позавтракав, мы решили разделиться. Я и Чулакова Алина (студентка ФХТ) отправились проверять противоположный нашему лагерю берег, а «Книга памяти» и Бикчентаева Маргарита (студенка ИТЛПМД) поехали в д.Копти опросить местных жителей. И в первый же день нам всем улыбнулась удача. Мы с Алиной нашли бойца на склоне берега реки, а КП и Маргарите местные жители показали место недалеко от деревни, где по приблизительным подсчётам могли находиться до пяти солдат РККА. И начались трудовые будни поисковика, прерываемые только ночным сном, завтраком, обедом и вечерними посиделками у костра под гитару. Своего бойца с Алиной мы подняли за два дня. Сложность состояла в том, что останки из-за дождей растянуло по всему склону и останки залегали на разной глубине, от корней травы до полуметра. Эксгумировав своего первого бойца мы отправились на то место, где работали КП и Маргарита. К этому времени на их раскопе уже насчитывалось больше 10 тел солдат РККА, но существовала одна проблема. Этот раскоп уже копали чёрные копатели, которые охотятся за военными трофеями. Они перерыли всю землю, перемешав все останки, лежащие в ней. Ни по перемесу земли не по стуку щупа края раскопа так и не удалось определить размер санитарного захоронения. И поэтому приходилось перебирать каждый клочок земли на раскопе, достигшем размеров восемь на шесть метров и уходящем в глубь на два метра. Спустя шесть дней тщательной и выматывающей работы мы всё-таки смогли поднять все останки и, насчитав двенадцать тел бойцов, рекультивировали яму.

Оставался один день до раскладки гробов, а у нас оставалось ещё одно не проверенное место. По предположениям в воронке лежали останки не всего бойца, а лишь добор. Но после тщательного изучения и проверки мы обнаружили ещё шесть бойцов. Времени оставалось мало и поэтому на помощь к нам пришли девочки из удмурдского поискового отряда «Долг». Поднимали бойцов классической археологией и успели вовремя к раскладке последнего гроба.

Захоронение прошло в торжественной обстановке. Съехались все местные жители, из Витебска приехала администрация города. Все получили благодарственные письма и памятные призы. Но главным подарком для каждого поисковика стала услышанная цифра. За десять дней экспедиции было поднято сто бойцов Рабоче-Крестьянской Красной Армии. В последний вечер все ходили по лагерям друг друга, прощаясь с твёрдой уверенностью увидиться в следующем году.