Мансур Галиханов: «В области развития дистанционного образования КНИТУ — в числе лидеров»




02.07.2018

И. о. директора Института дополнительного профессионального образования Мансур Галиханов доложил учёному совету об опыте и перспективах реализации программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки на основе дистанционных образовательных технологий.

Принятое 1 февраля 2016 г. Положение о применении ДОТ в КНИТУ утвердило ИДПО как структуру, отвечающую за применение ДОТ в программах повышений квалификации и профпереподготовки. После этого было издано еще несколько локальных актов о применении в Институте электронного обучения и ДОТ.

В том же году в ИДПО был создан Центр открытого дистанционного образования. При поддержке ПАО «Газпром» открылся многофункциональный класс подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов ПАО «Газпром» и лаборатория электронных образовательных ресурсов. Набор ресурсов ежегодно пополняется. В Институте последовательно, поэтапно внедряются ДОТ в программы повышения квалификации и профпереподготовки, создается фонд дистанционных курсов, обеспечивается их внедрение в учебный процесс.

На этом пути пришлось столкнуться с рядом проблем, связанных с необходимостью обучения ДОТ самих преподавателей, с трудностями адаптации их профессионального мышления к работе с ДОТ. Со стороны заказчиков проблемой может становиться недостаток времени для самостоятельного изучения учебных материалов, отсутствие у слушателей доступа к Интернету, желание обучаться с отрывом от работы и др. Но все эти проблемы решаемы.

Сейчас в КНИТУ созданы все условия для эффективного применения ДОТ, считает докладчик. Выработана организационная структура, наличествует современная материально-техническая база, создан фонд курсов по наиболее востребованным направлениям, информационно-образовательное пространство виртуальной среды обучения (курсы реализуются в среде Moodle, начато внедрение системы стандартов SCORM). К концу 2018 года уже до 50% дополнительных программ переподготовки и повышения квалификации будут реализовываться с применением ДОТ.

Налажено современное оборудование и программное обеспечение для организации видеоконференцсвязи, вебинаров и онлайн-трансляций. Это позволяет не только вести учебные занятия, но и организовывать научные события. Так, в этом году оно активно использовалось для проведения секции сетевой конференции «Синергия», выступать на них с докладами с трансляцией на восемь вузов-участников.

В ИДПО были разработаны «Стратегические направления развития системы ЭО и ДОТ в КНИТУ». Этот документ предусматривает создание и реализацию программ на английском языке, а также создание 3D-лабораторий виртуального присутствия, системы ДПО для лиц с ограниченными возможностями здоровья, работу по другим востребовнаным направлениям развития.

На курсах для представителей дочерних обществ ПАО «Газпром» прошли успешную апробацию программ с применением ДОТ и электронного обучения. Охват предприятий-партнёров расширяется: в этом году стартовала совместная программа с Фондом инфраструктурных программ «Роснано» для «Нижнекамснефтехима».

Былой скепсис относительно применения ДОТ в образовательном процессе — давно в прошлом, отмечает М. Ф. Галиханов. Развеяны и надежды иных пользователей пройти онлайн-курсы «для галочки»: система позволяет отслеживать время, проведенное в системе, фиксирует в режиме реального времени действия и успеваемость обучающихся.

Растёт объём средств, который приносят электронные курсы в казну университета: с 55 тыс в 2016 году до 6,5 млн в 2017 году. В создании программ широко вовлечены преподаватели нашего вуза. Здесь, подчёркивает Галиханов, требуется высочайший уровень профессионализма, ведь использование электронной среды требует особой методики преподавания, к тому же необходимо поддерживать актуальность содержания курсов, их общий высокий научно-методический уровень. Преподаватель, создавший курс, является одновременно его куратором, несёт ответственность за его реализацию. Важно, что разработанные курсы используются и для обучения студентов, которые видят и оценивают их высокий уровень.

«Мы являемся в целом одними из лидеров в этом направлении в нашей республике и за ее пределами», — заявил М. Ф. Галиханов. Несмотря на очевидные успехи, нам есть на кого равняться: например, Уфимский нефтяной университет реализует такие программы уже более восьми лет, у них реализуется с применением ДОТ около 300 дополнительных профессиональных программ, на которых они зарабатывают около 30 млн. рублей ежегодно.

Что же нужно нашему вузу, чтобы достичь таких высоких показателей, идти вперед с прогрессивной динамикой?

Это, прежде всего, подготовка новых кадров, способных создавать и реализовывать электронные курсы, деятельная поддержка преподавателей и инструкторов образовательных программ, реализуемых с применением ДОТ, обобщение и трансляция опыта ИДПО КНИТУ по разработке и реализации дополнительных и основных профессиональных программ.

Но главное — это увеличение средств, выделяемых университетом на на оснащение Центра открытого (дистанционного) образования и на разработку и внедрение образовательных программ с применением ДОТ. Эти затраты, по мнению докладчика, окупятся, если мы будем активно присутствовать на рынке образовательных услуг, вовлечём в свою орбиту таких партнёров, как Татнефть, Роснефть и др.

В ходе обсуждения от коллег прозвучало предложение применять ДОТ и на других направлениях обучения (высшее образование, СПО). Директор по реализации программ непрерывного образования Любовь Овсиенко заметила, что существует большой рынок довузовской подготовки в ближнем зарубежье, и здесь мы могли бы стать передовыми по внедрению ДОТ.

Итог подвел ректор: «Мы — всецело за расширение программ, реализуемых с использованием ДОТ, и, разумеется, за высокое качество обучения».

Алла Кайбияйнен
Фото автора



Источник: Управление медиакоммуникаций
Форма для печати

👉 Главные новости КНИТУ в Telegram