Сетевое обучение в действии: магистры ПИШ КНИТУ прошли интенсив по «умным сетям» в лабораториях КГЭУ



19.11.2025

В Казанском государственном энергетическом университете прошел очный модуль для магистрантов Передовой инженерной школы «Промхимтех» КНИТУ. Студенты программы «Цифровизация электротехнических комплексов и систем нефтегазохимических производств», занятые на ведущих промышленных предприятиях, приехали в Казань, чтобы на практике закрепить знания, полученные в дистанционном формате. Обучение проходит по сетевой форме, благодаря которой магистранты официально становятся студентами двух университетов — КНИТУ и КГЭУ.

Профессор подразделения «Электроэнергетические системы и сети» Марсель Гарифуллин открыл занятие, обозначив его цели: «На лекциях мы рассмотрели вопросы диагностики трансформаторов, а сегодня в лаборатории займемся диагностикой кабельных линий. Вы увидите оригинальные приборные реализации, разработанные на нашей кафедре, которые позволяют проводить обследование на высоком профессиональном уровне». Теоретическую часть, посвященную методам диагностики, продолжил доцент подразделения «Теоретические основы электротехники» Рафаэль Аскаров, развернув со студентами активную дискуссию.

Кульминацией встречи стала практическая работа в лаборатории, где профессор Гарифуллин лично демонстрировал возможности современного диагностического оборудования. Магистранты под его руководством провели комплексное исследование резонансного трансформатора Тесла. С помощью ультрафиолетовой камеры для моментального обнаружения коронных разрядов и ультразвуковой (NL) камеры профессионального класса они визуализировали и анализировали электрические разряды при экстремальных напряжениях до 70 000 вольт.

Особенность группы — ее уникальный состав. Здесь вместе учатся как молодые специалисты, только начавшие карьеру, так и опытные производственники с многолетним стажем из компаний СИБУР, а также иностранные студенты. Такой микс создает в аудитории атмосферу живого профессионального диалога.

Антон Бирин, главный эксперт Управления энергетики СИБУР-Химпром, высоко оценил этот формат: «Классно, что у нас такая разносторонняя группа. Когда мы обсуждаем тему, практики делятся своим взглядом, а те, кто недавно окончил бакалавриат, — свежими теоретическими знаниями. Преподавателям, я уверен, с нами тоже интересно. Мы, например, вчера на паре подняли тему, и каждый высказал свое видение — мы как практики, а ребята — с опорой на науку».

Он также подчеркнул практическую ценность обучения для себя и коллег: «Я пришел сюда, чтобы восполнить пробелы в знаниях, которые обнаружил на производстве. Сталкиваешься со сложным оборудованием и понимаешь, что многого недопонял десять лет назад. Здесь есть возможность обсудить реальные рабочие кейсы с преподавателями, объединив наш практический опыт с их фундаментальными знаниями. У меня есть идеи по предиктивной диагностике, чтобы снизить количество отказов. Почему бы не проанализировать это с помощью мат-анализа и больших данных?»

Магистранты единогласно отмечают поддержку со стороны работодателей. «Нас работодатель не только отпускает, но и полностью оплачивает проживание и переезды. Для нас это как командировка с огромной пользой», — пояснил Антон Бирин.

Иностранные студенты активно включились в процесс несмотря на то, что русский язык является для них неродным. Они отмечают высокий уровень образования в России, но выражают желание получить еще больше практики. «Образование в России очень хорошее, — поделился Али, студент, приехавший из Сирии, — но мне тяжело работать на самообучении. Я хочу работать в Казани после окончания университета».

Опытные производственники, многие из которых сами являются корпоративными тренерами в своих компаниях, предложили развивать гибкий формат практикумов. «У нас на производстве фокус — 50% теории и 50% практики. Здесь бы тоже хотелось такого подхода: изучил тему дистанционно, приехал — и тебя «прокачали» практикой по этой теме», — высказал пожелание один из магистрантов.

Сетевая форма реализации магистерских программ, которую курирует ПИШ КНИТУ, наглядно демонстрирует, как можно объединить ресурсы и сильные стороны нескольких вузов для подготовки кадров высочайшего класса. Это путь к созданию гибкой, практико-ориентированной образовательной среды, отвечающей реальным запросам современной промышленности, и прямое выполнение задачи, поставленной Министерством науки и высшего образования РФ по развитию сетевых форм обучения.

Анастасия Илендеева



Источник: Управление медиакоммуникаций

👉 Главные новости КНИТУ в Telegram